Болеутоляющее. Painkiller - обзор
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Платформа: PC
Жанр: Shooter, FPS
Мультиплеер: Интернет, локальная сеть (до 16 чел.)
Разработчик: People Can Fly
Издатель: DreamCatcher Interactive
Издатель в странах СНГ: Акелла
Русский язык в игре: ✔
Год выхода: 2004
Сайты игры:
Нравится нам или нет, но все в мире меняется: то, что популярно сегодня - завтра имеет все шансы на забвение. Трудно поверить, что еще каких-то 15-20 лет назад аркадные шутеры владели сердцами и умами геймеров всего мира. «Фундамент» жанра заложили Wolfenstein с Doom`ом, их дело продолжили Quake и Blood, позже, в начале нулевых, эстафету подхватил Serious Sam и … все, жанр начал угасать. На смену классическим FPS пришли стрелялки-аттракционы да навороченные экшены, плюющие на думо-квейковскую концепцию. И вдруг, в две тысячи четвертом году, между первым Far Cry`ем и третьим Doom`ом выходит Painkiller – старомодный шутер, которому удалось осрамить большинство мейнстримовых собратьев, а заодно заткнуть всех, кто утверждал, что олдскульные стрелялки - пережиток прошлого.
Знаю - знаю, сюжет – далеко не самая важная составляющая шутеров старой школы, однако не упомянуть о нем совсем никак нельзя, поэтому сейчас я без лишних слов перескажу завязку, после чего мы перейдем к более значимым и интересным аспектам игры. Главный герой, по паспорту Дэниел Гарнер, вместе с женой попадает в страшное ДТП, в результате которого оба супруга погибают. Женушка автоматически попадает в рай, а Дэн, очевидно под тяжестью своих грехов, оседает в чистилище, где встречает ангела Самаила, который ставит Даньку перед выбором: либо разделаться с генералами армии Аццкого Сотоны Люцифера, которые собирают войска для вторжения в рай, и впоследствии вознестись на небеса, либо отказать Господу Богу в помощи, и застрять в чистилище на веки вечные. Как можно догадаться, Гарнер выбирает первое и отправляется в дорогу дальнюю, прихватив с собой карту для путешествия по загробному миру да пузырек с зельем, дарующим выпившему способность поглощать души, поверженных в честном бою, противников. Короче, очередная история про героя-одиночку спасающего мир (в данном случае – загробный) от наступления великого звездеца.
Один на всех, и все на одного!
Если вы вдруг решили поиграть в Painkiller, знайте: игра напрочь лишена ролевых элементов, виртуальных напарников, стелс-составляющей и прочих чуждых любому олдскульному шутеру геймплейных атрибутов. Здесь вас ждет беготня из пункта А в пункт В, сопровождающаяся отстрелом всего, что имеет смелость подавать признаки жизни. Очередной одноклеточный шутан, коих на белом свете, что песку в море, скажите вы. Не очередной, а лучший, лучший одноклеточный шутан из когда-либо выходивших. Сразу хотелось бы отметить несколько геймплейных особенностей, выгодно отличающих Painkiller от собратьев по жанру.
Во-первых, сбор душ. После гибели тело противника покидает душа, которую мы можем подобрать. Каждая подобранная душа пополняет лайфбар нашего альтер эго, а собрав шестьдесят шесть душ Данилка по скриптовому велению активирует режим демона, временно дающий неуязвимость и дьявольски мощный дробовик, выносящий подавляющее большинство представителей потусторонней фауны с одного выстрела.
Во-вторых, задания. Перед началом каждого уровня игроку дается задание, выполнение которого необходимо для разблокировки карты Таро (подробнее о них будет написано ниже). Отыскать все секреты, найти и разрушить все разрушаемые объекты, убить всех неприятелей или пройти уровень не используя брони и все в таком духе. Выполнение заданий усложняет и затягивает процесс прохождения уровней, зато карты, полученные за успешное выполнение заданий, несказанно пригодятся вам в дальнейшем, например, во время битв с боссами.
В-третьих, карты Таро. Карты дающие нам различные бонусы, такие как: замедление времени, неуязвимость, увеличение наносимого Гарнером урона, возможность подбирать души на расстоянии и тому подобные вкусности. Эка невидаль, в Will Rock`е, вышедшем годом ранее, тоже есть бонусы, скажете вы. Да есть, но в WR их всего три, а в Painkiller`е целых двадцать четыре, как говорится, почувствуйте разницу. В нашем распоряжении два вида карт: золотые и серебряные. Золотые имеют временный эффект, использовать их можно строго ограниченное количество раз за уровень. Серебряные же постоянно воздействуют на героя. Однако, карту мало просто открыть, ее еще надо выкупить. Для этого необходимо золото, которое можно получить разрушая интерактивные объекты: ящики, сундуки, гробы, урны и обшаривая уровни в поисках ценных реликвий. Да, в Painkiller`е есть тайники.
В-четвертых, физика и все, что с ней связанно. За физику и разрушаемость в ответе движок Havok 2.0. И, надо сказать, физика в игре реально годная. Понимание этого пришло ко мне в момент, когда гигантский молот одного из боссов, ударившись о земную твердь поднял в воздух многотонные глыбы. Тем не менее, куда важнее то, что благодаря физике окружение на некоторых локациях позволяет устраивать ловушки для недругов.
Мы прибудем в дивный град
А сейчас самое время рассказать о локациях. В отличие от SS, где все действие происходит в Древнем Египте, Painkiller поражает разнообразием декораций. Ведь тут каждый из двадцати четырех уровней уникален и неповторим. Путь Дэниела лежит через ад, кладбище, храм, мрачную психушку, восточный дворец, военную базу, город на воде, средневековый чумной город, средневековый замок и еще множество весьма достопримечательных мест. Иначе говоря, чистилище согласно представлениям разрабов из People Can Fly, соткано из множества ужасных мирков, относящихся к различным историческим периодам существования человечества. А ад так и вовсе похож на застывшее во времени поле брани разных эпох. Оригинально, ничего не скажешь. Локации, из которых состоят уровни в свою очередь делятся на обширные и камерные. Если первые не ограничивают нашу свободу передвижения, то вторые, запирая нас в небольшом помещении с лезущими отовсюду монстрами, поднимают уровень динамики на такие высоты, что игроку остается только зажать гашетку и сайгачить, сайгачить, сайгачить...
Противники в Painkiller`е, один колоритнее другого. Только посмотрите на этого боевого извращенца
|
Безумству храбрых
Кстати о врагах. Супостаты обычно соответствуют общему антуражу уровня. К примеру, если впереди у вас кладбище – готовьтесь к сражению с ожившими останками павших воинов, а в психушке вас встретят безумные жертвы врачебного произвола, etc. Впрочем некоторые виды монстров обитают сразу на нескольких уровнях. Полк непуганых идиотов насчитывает более пятидесяти разновидностей антагонистов, каждый из которых уникален, это вам не Sacred, где видовое разнообразие недругов достигалось путем перекрашивания одних и тех же моделей в разные цвета. Бурная фантазия девелоперов породила уйму интереснейших противников вроде: инфернальных матросов-алкоголиков, дышащих на главгероя перегаром, или скелетов-переростков, прикрывающихся более мелкими союзниками, словно щитом. Острую интеллектуальную недостаточность супротивников игра искупает количеством супостатов. Тут на игрока разом нападают десятки ворогов, так что во время боя на экране твориться кровавый хаос: адские орды то и дело набегают, конечности разлетаются во все стороны, кровища брызжет, обильно обагряя стены и пол, разве что кишки с потолка не свисают. К сожалению, недолго геймеру позволяется услаждать взор плодами своих трудов, так как трупы исчезают почти сразу, а кровь чуть погодя. Сделано это, вероятнее всего, для экономии системных ресурсов.
Симфония смерти
Не в последнюю очередь своим успехом Painkiller обязан отличному саундтреку, в записи которого приняла участие польская группа - Mech. Драйвовая музыка – обязательный атрибут всякого уважающего себя классического шутера. И тем отрадней, что саундмейкеры легких путей не искали, а посему снабдили собственным уникальным саундтреком каждый уровень. За такое музыкальное разнообразие можно простить даже приступы немоты овладевающие нашим персонажем после каждой загрузки уровня. Неприятно, но факт - Дэн не комментирует происходящее, не развлекает себя шутками, не подтрунивает ни над врагами, ни над игроком, как те же Сэм с Дюком. Дэн напоминает юзеру о собственном существовании лишь в роликах, между главами. А ведь стоило добавить всего пару-тройку десятков фразочек, как наш протагонист обрел бы индивидуальность и стал чем-то большим, чем обыкновенная парящая камера.
Официальный видеоклип гр. Mech на композицию Painkiller / People Can Fly |
Мультикиллер
Мультиплеер схож с тем, что мы видели в первом Quake, только с фирменной Havok`овской физикой и большим количеством режимов, среди которых имеются и весьма оригинальные. Например, People Can Fly, по правилам которого каждому из участников побоища выдается по ракетнице, наносящей урон исключительно находящимся в воздухе противникам. Или Voosh - режим, где всем игрокам дается одинаковое оружие с неисчерпаемым боезапасом, которое время от времени меняется. В режиме Light Bearer в центре карты находится Quad Damage. Тот, кто подберет Quad - получит нехилую прибавку к урону. В случае смерти владельца, Quad может подобрать любой из участников матча, дабы овладеть читерским бонусом и стать мишенью номер один, для остальных игроков.
Обычно игровое оружие не требует подробного рассмотрения, но стволы из Painkiller`а – совсем другое дело. Для начала забудьте про штурмовые винтовки и тому подобную постную банальщину, так как здесь, для избавления антагонистов от бремени существования, имеется арсенал состоящий из пяти оригинальных пушек, каждая из которых имеет от двух до трех режимов атаки.
★ Painkiller – первое и по совместительству лучшее оружие, ИМХО. Внешне Painkiller смахивает на триммер для стрижки газона. Имеет наконечник со складными лезвиями. При нажатии клавиши атаки наконечник раскручивается, расправляя лезвия, которые превращают неприятелей в рагу. Нажатие клавиши альтернативной атаки приведет к запуску наконечника со сложенными лезвиями. В случае если наконечник вонзится в неодушевленное препятствие, то образует луч, тянущийся до рукояти и способный уничтожить практически всяк противника, пересекающего его. Ежели во врага, то с высокой долей вероятности доставит его бездыханное тело прямо Дэниелу под ноги, тем самым позволяя подобрать душу. А если нажать клавишу альтернативной атаки зажав при этом клавишу основной, то Painkiller запустит раскрученный винт. Мало того, с помощью Painkiller`а умелый геймер может совершить нечто вроде рокет-джампа. ★ Shotgun – скорострельный двуствольный дробовик со встроенным замораживателем. Стреляет картечью и замораживающим лучом. Имеет два режима атаки. ★ Stakegun – мечта любого истребителя вампиров. Имеет три режима атаки. Стреляет деревянными кольями, которые в прямом смысле пришпиливают недругов к элементам окружения, и гранатами, из подствольника. К тому же можно подорвать выпущенную гранату выстрелив в нее колом. ★ Rocket Launcher – смертоносный гибрид ракетницы и станкового пулемета системы Гатлинг. Имеет два режима атаки. Идеально подходит для ведения дистанционного боя. ★ Electrodriver – пушка, стреляющая сюрикэнами и молниями. Также можно стрелять наэлектризованными сюрикэнами. Наэлектризованные сюрикэны имеют крайне полезную особенность: вонзаясь в тело противника или в любое другое препятствие, поражают электрическим разрядом всех врагов находящихся в зоне вокруг диска. |
Ложка крови в бочке меда
К сожалению, Painkiller как и любая другая игра не лишена недостатков. К ним, недостаткам, я бы отнес уже упомянутое отсутствие харизмы у нашего героя, сложноватые задания, излишнюю тесноту некоторых гейм-сетов, отсутствие кооперативного режима. Но все они, в сущности, незначительны. Жаль правда, что в игре не нашлось место кооперативу, который, несомненно, сделал бы процесс прохождения игры веселее, ведь что может быть лучше, чем прохождение мясного шутера плечем к плечу с другом-маньяком.
Надрав зад Сэму, дерзкий, наглый и крутой «пан Киллер» занял трон короля классических шутеров. Да здравствует король!
|